Трансцендентальная Медитация

Ваши успехи на работе, в спорте, а также в свободное время, в решающей мере зависят от того, как быстро и интенсивно вы способны обучаться. Цель обучения — уметь решать задачи, спустя продолжительное время без дополнительной тренировки и усилий. Это означает, что обучаемость включает и процесс запоминания. Рост способсностей к обучению происходит не только благодаря улучшению памяти, но и благодаря сознательному, активному процессу самоадаптации.

Сегодня на людей ежедневно обрушивается лавина нового. Все это вынуждает постоянно приспосабливаться к новому. Для этого нужно воспринимать и перерабатывать массу информации: новый характер движений, определенные компьютерные навыки, выражение чувств и, наконец, такие способности существования в социальной среде, как подражание и наблюдение.

Разумеется, для процесса обучения имеются определенные предпосылки. В основе всех учебных процессов лежат знание и опыт, теория и практика, интеллектуальные и творческие способности. Особого внимания заслуживают, однако, способности восприятия и выражения.

Способности восприятия

То, что учебные процессы зависят от способностей восприятия учащихся, — это известно. Но сколько информации вы сможете действительно воспринять из какого-нибудь руководства ползователя? Или, говоря по-другому, когда вы чувствуете себя “готовыми” и пропускаете поступающую информацию мимо ушей?

Для способностей к восприятию, так же как для интеллектуальных и творческих способностей, имеются определенные физиологические предпосылки. Мы уже неоднократно указывали вам на коренные изменения, особенно мозговой активности, возникающие у медитирующих. Исследователи мозговой деятельности исходят из того, что физиологическую основу повышения способностей к учению создают большая синхронность мозговой активности и достигнутое во время медитации состояние покоя.

Кривые биотоков мозга во время занятий Трансцендентальной Медитацией свидетельствуют о повышении степени восприятия и улучшении взаимодействия разума и тела. Иными словами, более согласованно функционируют задние и средние области мозга, его разделы, отвечающие за смысловое восприятие и двигательные процессы. И действительно, как подтверждают другие тесты, у медитирующих улучшаются двигательные способности и связанная с этим способность к обучению новым двигательным процессам. Движения становятся безошибочнее и быстрее. Это особенно важно для спортсменов, музыкантов и других людей искусства.

Для изучения языка, как предполагают ученые, упорядоченное функционирование мозга играет также решающую роль. Если организм функционирует упорядочение, он в большей степени способен воспринимать информацию окружающего мира. Еще в 1972 г. Абраме изучал влияние медитации на усвоение и способность к дальнейшему использованию учебного материала. Его подопытные должны были запоминать пары бессмысленных звукосочетаний типа “АДСВЮЖ” и воспроизводить их через 25 минут, а затем через три недели. Выяснилось, что медитирующие с 28-месячным стажем могут выучить значительно больше таких буквосочетаний, чем начинающие или немидитирующие из контрольной группы. Способность вспоминать проявилась у медитирующих также гораздо лучше.

Мозг обладает определенной емкостью оперативной (краткосрочной) памяти, а также механизмами запоминания, которые перерабатывают краткосрочные впечатления в информацию, подлежащую длительному хранению. Если Трансцендентальная Медитация упорядочивает функционирование мозга, то при этом должны повышаться способности к запоминанию. Психиатр Глюк утверждал, что Трансцендентальная Медитация “подключает в мозговую сеть новые миллиарды мозговых клеток”. Одно только это объясняет улучшение способностей к восприятию.

Подражание и наблюдение и другие способности, нужные для общественного существования, составляют еще одну область обучения. Трансцендентальная Медитация стимулирует опознавание образцов. Если вы приходите на новое рабочее место, одно из важнейших дел — определить сложившиеся структуры взаимоотношений между отдельными сотрудниками. Не зная, что сотрудница А не выносит сотрудницу Б, вы сядете в лужу, пригласив их вместе пообедать. Умение определять структуры взаимоотношений отдельных людей или групп, а также роли, которые они играют, можно целенаправленно выработать. Медитация, как доказал канадский врач Мискиман при помощи многочисленных исследований, развивает соответствующие способности.

Многие описывали воздействие Трансцендентальлной Медитации на процесс обучения. Мы хотели бы познакомить вас с одним из описаний. 18-летний сын специалистки по вопросам рекламы после того, как она год участвовала в нашем семинаре, также начал заниматься Трансцендентальной Медитацией.

“У меня такое чувство, — сказал он, — что большая часть моих успехов за последний учебный год связана с тем, что я изучил медитацию. Я был приобщен к ней полгода назад и ни дня не раскаивался в этом, так как я не только стал получать лучшие оценки на уроках физкультуры и латинского языка, но и выработал за это время совсем другую, позитивную установку по отношению к школе. Уже вскоре после овладения Трансцендентальной Медитацией у меня появилось чувство, что школа может стать больше, чем просто еженедельным “пятидневным лагерем принудительного труда”. Я увидел, что мои старания вознаграждаются, что обучение ведет к успеху. Я лучше успеваю, учителя кажутся мне весьма приятными людьми, легче нахожу общий язык с другими учениками. Иногда замечаю, что могу достичь лучшего, на что способен. Причем все это развивалось постепенно, само собой; в первый раз я сам смог убедиться в этом, когда получил в конце года хорошие оценки. У меня пропало желание прогуливать уроки. Упорство, мне думается, дает больше шансов в обучении, чем прогуливание. Я стал быстрее выполнять домашние задания и тщательнее слежу за тем, чтобы все получилось правильно и аккуратно. Гнетущее состояние во время работы бывает у меня теперь редко. Во время урока я теперь дольше сохраняю внимание и сосредоточенность. Даже при скучных темах я не отключаюсь, а внимательно слушаю. Шум в классе или на улице меня теперь почти не отвлекает. Меня вообще теперь трудно отвлечь, я сам не хочу смотреть в окно или копаться в собственном портфеле. Я доволен как никогда.“

Австрийский ученый-педагог Таухер провел в 1982 г. эксперимент с учениками старших классов. Он сравнил успехи в учебе и способности к запоминанию у тех, кто занимался Трансцендентальной Медитацией, и тех, кто практиковал прогрессивное мышечное расслабление. Выяснилось, что Трансцендентальная Медитация оказывает больший стимулирующий эффект на способности к обучению и весьма хорошее воздействие на память в сравнении с прогрессивным мышечным расслаблением, а также подтвердились приведенные ранее высказывания об увеличении способности к концентрации.

Способность применять обретенные навыки

Способность использовать полученные знания и навыки на практике характеризуется т.н. способностью к самовыражению. Способности к самовыражению, так же как и способности к восприятию, определяют успех многих действий. Причем речь идет не только о способностях языкового выражения, например, хорошо писать письма или даже стихи, а об общей человеческой способности воплощать свои чувства и мысли в целенаправленные действия. Способности к самовыражению определяют, сколько воспринятого будет действительно применено в обыденной жизни.

В физиологическом отношении улучшение этих способностей проявляется в укороченном времени реагирования, в слаженном взаимодействии тела и разума и повышении спортивных достижений. Все больше и больше спортсменов применяют Трансцендентальную Медитацию. Медитирующие легкоатлеты при равных условиях тренировок смогли сократить время забегов по сравнению с немедитирующими.

Для определения роста способностей к самовыражению существуют и психологические тесты. При Трансцендентальной Медитации мышление естественным путем приобретают большую упорядоченность, ясность и направленность, более четким становятся восприятие, планирование и осуществление соответствующих действий.

Наш знакомый преподаватель Трансцендентальной Медитации рассказал нам об одной пианистке. После двух месяцев обучения медитации она поделилась с ним впечатлениями. Больше всего ее поразило развитие способностей к интерпретации музыкальных произведений. В прошлом она с трудом выражала при игре свое понимание воспроизводимых вещей. Теперь она почувствовала большую свободу и одновременно также большую уверенность в том, что своей интерпретацией она не совершает над произведением никакого “насилия”. У нее появилось ощущение, что она лучше понимает замыслы и настроения композиторов, чем это было до Трансцендентальной Медитации.

Именно люди искусства рассказывают чаще всего об обогащении самовыражения посредством Трансцендентальной Медитации. Но важны эти способности для всех. Без них бессмысленно развитие многих аспектов личности.

Силы, которые Трансцендентальная Медитация высвобождает у медитирующих, должны находить применение в повседневной жизни. Поэтому абсолютно естественно, что развитие способностей к самовыражению у практикующих ТМ получает позитивную оценку как со стороны ученых, так и со стороны деятелей искусства.

Трансцендентальная Медитация стимулирует творческое мышление
Трансцендентальная Медитация дарит вдохновение в творчестве