Трансцендентальная Медитация

Среди практикующих ТМ есть много представителей мира искусства. Они представляют все виды художественного творчества. Но больше всего среди них людей, связанных с музыкой.

Развивая свой внутренний мир, некоторые музыканты ориентировались на “великих”. Они знали книгу Абелля, в которой Рихард Штраус, Иоганнес Брамс и другие рассказывали о процессе создания своих произведений. Из этих “Бесед с великими композиторами” можно сделать вывод, что решающим фактором во всех творческих процессах был покой, но не пассивный, а деятельный, помогающий устанавливать контакт с источниками вдохновения. Творческие периоды музыкального сочинительства сопровождались зачастую “расширением” сознания.

Заглянуть в этот процесс позволяют слова Вагнера о его внутреннем состоянии в момент творчества: “Я испытываю в этом состоянии (покоя) весьма определенные ощущения, которые являются предпосылкой для любого творческого труда. Я чувствую, что я — одно целое с этой возносящей, всеведущей силой и что я могу столько черпать из нее, сколько мне позволяют мои собственные способности”.

После того, что мы говорили о творческих способностях, легко понять, почему именно те, кто хочет преуспевать в сфере искусства, желает воспользоваться для этого Трансцендентальной Медитацией. Мы попросили одного поэта проанализировать ощущения, которые он испытывает во время сочинения стихов. “Каждое художественное действо, — сказал он, — является для меня процессом, который характеризуется особым состоянием сознания, отличающимся от обычного приливом энергии и большей динамичностью, непринужденной искренностью и готовностью выразить что-то новое, сопровождается глубоким покоем, тихой радостью, развивается почти без труда, дает ощущение возникающих из бесконечности “посланий”, которые я превращаю в слова”.

Это высказывание звучит почти как отчет о Трансцендентальной Медитации. Немного по-другому выражает свои впечатления художник, практикующий ТМ:

“В начале моей творческой работы я чувствую некий восторг, импульс определенных цветоформозвуков и тем. Скрытая во мне индивидуальная структура генерируется внутренними и внешними переживаниями. Я начинаю делать записи о содержании, смысле, формах и цветовой гамме. Потом возникает первый набросок, и я принимаю решения (выстраиваю, подчеркиваю или убираю). Постепенно выкристаллизовывается форма рисунка, которая близко соответствует моему главному чувству и идее. Если я остаюсь доволен предварительной работой, то приступаю к исполнению. Первый импульс, прояснение наброска до конкретной картины и исполнение — это три моих важнейших творческих процесса. Лучшие работы получаются тогда, когда я ощущаю себя бодрым, слегка раскованным в созерцании. Аналогичное состояние я испытываю во время медитации, и, таким образом, регулярная медитация облегчает мне этот процесс. И во время творческого акта я получаю дополнительный импульс к самовыражению. Без медитации значительно труднее ощутить эти внутренние импульсы. Благодаря медитации мои картины стали глубже, светлее, целостнее, естественнее, проще, понятнее, эстетичнее, эффектнее и гармоничнее.“

Известно, что в восточных культурах художественное творчество и медитация издавна рассматриваются как одно целое. Блюмфилд, международно признанный знаток китайской философии, рассказывает о том, что он встречал во многих поселениях, расположенных у подножия одной из священных гор Китая, одаренных эремитов. Он пишет: “Они отличались удивительной, почти атлетической подвижностью и проявляли незаурядное мастерство в таких искусствах, как лечение, каллиграфия, сочинение стихов, музыка и живопись, различные виды самообороны или создание миниатюрных садовых ландшафтов. Все это базировалось на одной мудрости — внутреннем покое“.

Так как медитационное состояние очень близко состоянию художественного творчества, многие представители мира искусств пытаются использовать его в качестве стимулирующей основы для своего творчества, работают над своими произведениями, опираясь на состояние медитационного покоя и откровения.

Трансцендентальная Медитация не только является прекрасной предпосылкой для любого творчества, но и повышает способности художественного восприятия и самовыражения.

Одна женщина-скульптор рассказала нам следующее:

“Мое творчество расширяет мои способности к восприятию. Я просто вынуждена по-новому видеть материалы, с которыми работаю. Почти все материалы, будь то камень, металл или жидкости, рассматриваются, как правило, в свете целенаправленного использования: железо для производства рельс или золото в качестве надежного помещения капитала. Для того чтобы создать произведение искусства, я должна увидеть материал непосредственно, т.е. чтобы он полностью и свободно воздействовал на меня. Потом я должна ждать, пока мое восприятие материала не обострится настолько, что из него выявится невидимая до сих пор форма. Перед моим внутренним взглядом проходит драматический процесс превращения. Из металлического блока постепенно проступает форма, сначала только схематично, а затем, очень и очень медленно, она становится все отчетливее. И только тогда, когда форма становится ясной, я приступаю к художественной работе превращения сначала при помощи эскизов, чтобы схватить различные перспективы, и лишь потом беру в руки инструмент. Без медитативного сосредоточения моего внутреннего восприятия я не смогла бы так почувствовать материал. Чем свободнее мое восприятие, тем сильнее выражение воспринятого мной”.

Возможно, вас удивят такие высказывания. Но, может быть, вы и сами в тайне мечтаете получить однажды “поцелуй музы”. Искусство — это путь прямого выражения богатства внутренних ощущений. Если люди, медитируя, проникают в сущность своей внутренней природы, то в них могут неожиданно открыться непредвиденные возможности к восприятию и выражению.

Искусство произрастает из оценки ценностей. Как художник, так и тот, кто изучает искусство или просто наслаждается им, нуждаются в способности понимать и осмысливать художественные ценности, идеи и образы. Это зависит от способности научиться по-новому слышать и видеть. Трансцендентальная Медитация делает возможным спокойное сосуществование сосредоточенности с зарождающимися мыслями и чувствами. Видение и слышание начинаются в молчании, в тишине.

В свете общей социальной ситуации, когда необходимо считаться с постоянным сокращением рабочего времени и увеличением свободного — для досуга, у некоторых возникает вопрос, что им делать с этим свободным временем? Развитие творческих талантов, несомненно, будет приобретать все большее значение.

Это еще одна причина спросить себя, действительно ли вы полностью раскрыли свои возможности. Развили ли вы, например, свои творческие стороны в танцах, пении, артистическом искусстве, музыке, рисовании и др.? Если нет или же еще не полностью, то тогда стоит освоить и эти невостребованные способности и разумно использовать свое время для развития своей личности с помощью Трансцендентальной Медитации.

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Более быстрый рост творческих способностей (креативности) среди студентов

Наиболее впечатляющим на сегодняшний день является расширенный анализ 3 отдельных исследований, проведенных в Тайване.

На Тайване 362 учащихся средних школ были случайным образом разделены на 4 группы: группа ТМ и 3 контрольных группы. Контрольные группы включали: 1) группа отдыха, 2) группа, практикующая медитацию созерцания, и 3) группа, которая не получала специального внимания. После 6 до12 месяцев группа ТМ показала значительное улучшение по 5 разным градациям интеллектуальных способностей, включая «полный творческий потенциал мозга» по сравнению с 3 контрольными группами. Разница в росте была столь значительна, и так последовательна, что вероятность случайности была 1 на 1,2 млрд. р = .0000000008. Ученых обычно удивляет показатель 1 на 20 (p<0,05), и чем ниже значение р, тем больше впечатляет результат.  Студенты TM также показали значительное снижение симптомов стресса. Ссылка: Интеллект 29: 419-440, 2001.


Рост самоактуализации и личностный рост

Студенты университетов, обучившиеся по программе ТМ-Сидхи, в сравнении со студентами из контрольной группы другого университета, значительно повысили три показателя личностного роста и психологического здоровья – рост творчества, рост автономности и рост внутренней духовности. Участники программы ТМ-Сидхи также добились существенного улучшения общего показателя хорошего самочувствия и уровня психологической интеграции в сравнении со студентами из контрольной группы. Ссылки: «Современная наука и Ведическая наука» (Modern Science and Vedic Science) 1: 471–487, 1987.


Рост творческих способностей у взрослых

Взрослые, которые были обучены технике ТМ Махариши, показали рост творческих способностей через 5 месяцев, по сравнению с контрольной группой, что было оценено по более высоким уровням оригинальности изображений (p=.0005). Они также продемонстрировали рост творческих способностей, оцененный по возросшим уровням изобразительной гибкости и беглости речи (не включалось в конечные выводы). Ссылка: Журнал «Творческое поведение» (The Journal of Creative Behavior) 13: 169–180, 1979.


Рост творческих способностей у учащихся средней школы

Ученики средней школы, обучившиеся программе ТМ, через 14 недель продемонстрировали рост творческих способностей по сравнению с учениками из контрольной группы (p <.001). Ссылка: Dissertation Abstracts International 38 (7): 3372B-3373B, 1978.


Рост творческих способностей

Студенты, обучившиеся программе ТМ-Сидхи, как установлено, повысили творческие способности за более чем 9-месячный период. Творчество, определенное как оригинальность, спонтанность и рост, были оценены по одному показателю в процессе нескольких, неограниченных по времени интервью, проведенных независимыми интервьюерами, подготовленных таким образом, чтобы сделать выводы по выразительности опыта, который наблюдаемый ценит в жизни. Ссылка: «Современная наука и ведическая наука» (Modern Science and Vedic Science) 1: 471–487, 1987.


Взаимосвязь между продолжительностью практики техники ТМ и лучшим функционированием мозга

Среди 147 практикующих ТМ и ТМ-Сидхи на продолжительной основе (медитирующие в среднем 9 лет), наблюдалась существенная взаимосвязь между длительностью практики ТМ и более высокими оценками по: визуальной памяти, невербальному интеллекту, творчеству, полевой независимости, скорости реакции, скорости сенсорного восприятия, моторике. Чем дольше практиковались техники ТМ и ТМ-Сидхи, тем выше были оценки, свидетельствующие о том, что ТМ обладает положительным влиянием на все эти факторы. Ссылка: Научное исследование по ТМ Махариши, сборник статей (Scientific Research on Maharishi’s Transcendental Meditation, Collected Papers) Том 3, 257, стр. 1954-1966.

Трансцендентальная Медитация повышает способности к обучению
Повышение успеваемости среди учащихся школ и ВУЗов с помощью Трансцендентальной Медитации