Трансцендентальная Медитация

Кто из вас знает случаи, когда не требуется применение творческих способностей? Наверняка никто не сможет привести такие примеры. Творческие способности необходимо проявлять буквально всегда. Это касается и разработки новой стратегии продажи товаров, и оригинального варианта приготовления десерта и др..

Спрашивали ли вы себя когда-нибудь, откуда у вас способность что-то открывать или создавать? Возможно, что вы чувствовали при этом, что в вас заложен потенциал, который ждет, чтобы его раскрыли, стимулировали и развили. Подумайте, когда вам приходит в голову особенно много идей? Чаще всего в периоды расслабления. Возможно, ваши творческие возможности особенно ярко проявлялись тогда, когда вы готовились к какой-то определенной деятельности или мероприятиям, до которых оставалось еще достаточно много времени, чтобы, не спеша, без особого напряжения можно было собрать необходимый материал и продумать идеи. Или же вы замечали, что у вас возникает почти безграничное число мыслей, и делали вывод, что ваши творческие способности или ваша энергия почти неисчерпаемы. Возникновение мыслей как бы из ничего, их обогащение содержанием памяти и направленность на окружающий мир всегда носит творческий характер, даже когда вы думаете об обыденном.

Исследователи творческого процесса едины в том, что творчество базируется на внутренних задатках человека и высвобождается при определенных условиях окружающего мира. Торренс, известный американский исследователь творческих процессов, исходит из того, что способность к творчеству развивается при стимулировании умственно-духовных задатков человека. При этом меняется восприятие окружающего мира, открывается и используется больше возможностей для осуществления своих идей.

Развитие творческих способностей сопровождается изменением взглядов на окружающую действительность. Что, собственно, препятствует вам чаще изменять свой взгляд на мир, т.е. постоянно сохранять творческую активность? Или, говоря другими словами, что затрудняет раскрытие ваших творческих потенций? Главным фактором многочисленных жизненных нарушений и затруднений мы называли стресс. Если организм перенапряжен, творческие импульсы не “пробьются”. То же самое относится к интуиции и “внутреннему голосу”. Если же стресс преодолевается так, что не оказывает негативного воздействия, то на пути использования внутреннего потенциала нет препятствий. Поэтому медитация важна именно как “очищающее”, расслабляющее и антистрессовое средство, помогающее творческим способностям проникнуть во все сферы человеческой деятельности.

Где нужны творческие способности?

Джилфорд, американский исследователь интеллектуальных и творческих способностей международного уровня, назвал ряд “первичных способностей”, присущих личности творческого характера:

  • способна охватывать проблемы;
  • в короткое время выдвигает большое количество идей;
  • добивается новых, оригинальных результатов;
  • изменяет свои привычки;
  • объединяет идеи и информацию в одно целое, способна к синтезу;
  • обладает аналитическими способностями и может разбить проблему на части;
  • извлекает идеи и информацию из обычных контекстов и систематизирует в новом порядке;
  • может давать новые определения понятиям;
  • отфильтровывает долгоживущие идеи;
  • адекватно оценивает ситуации.

При желании вы можете сами продолжить этот список, опираясь на собственный опыт применения творческих способностей в различных жизненных ситуациях. Возможно, что некоторые из упомянутых признаков лично у вас выражены ярче, чем другие. Поэтому имеет смысл наряду с этим перечнем составить регулярную учебную программу, нацеленную на возможно полное развитие творческих способностей человека.

Для определения большинства из приведенных Джилфордом факторов за эти годы было разработано психологическое тестирование. Само собой разумеется, что по данным этих анкет можно определить творческие способности и их изменения, возникшие после определенного времени занятий медитацией.

Исследование творческого потенциала медитирующих провел психолог из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Маккаллум. Он сравнил группу занимавшихся Трансцендентальной Медитацией в течение нескольких месяцев с группой, которая собиралась только изучить эту форму медитации. Опытные медитирующие показали более высокие творческие качества, чем начинающие. У них было много идей, они продемонстрировали большую гибкость и степень новизны или оригинальности при решении тестовых заданий (см.рис.ниже).

Различия в творческих способностях между начинающими и опытными практиками Трансцендентальной Медитации (Torrance Test of Creative Thinking)

Три фактора: способность рождать идеи при решении проблем, гибкость в подходе к заданиям и оригинальность предложенных решений — имеют первостепенное значение для творческих достижений. Изобилие различных задач, стоящих перед каждым из нас в повседневной жизни, как никогда требует идейной плодовитости. Что-то новое, с чем каждый из нас сталкивается ежедневно, требует больших возможностей усвоения и переработки, большей приспосабливаемости, т.е. гибкости. Сегодня каждый должен быть в состоянии быстро перестроиться. И, наконец, монотонности и скуке большинства ситуаций повседневной жизни можно противопоставить только оригинальность и новизну идей и моделей поведения.

Посредством Трансцендентальной Медитации к источнику творческих сил

Мы уже упоминали, что источник творческих сил находится в самом человеке. Мы чувствуем себя хорошо лишь тогда, когда ощущаем прогресс в какой-либо области своей жизни.

Так как творческие способности — естественная часть человеческого бытия, то их проявление не связано с какими-либо трудностями. Они раскрываются без особого труда в трех жизненных областях, в которых у человека меньше всего “внутренних блокад”, перекосов и стрессовых последствий. Это объясняет, почему многие люди не достигают значительных успехов в своей профессии, но в то же время демонстрируют отличные результаты в своих увлечениях. По словам творчески одаренных людей, они воспринимают свою работу как игру, легкую и доставляющую удовольствие.

Средний служащий страховой компании написал нам следующее примерно спустя полгода после посещения семинара по медитации:

“Я почти не понимаю, что происходит. Еще восемь недель тому назад у меня возникали одни и те же проблемы в определенных случаях, но теперь все по-другому: я быстрее достигаю цели, без труда получаю необходимую информацию. Что мне особенно приятно, так это то, что вновь проснулась моя старая склонность к поэтическому творчеству, которая заглохла еще полтора десятка лет назад. И на прошлом рождественском вечере я выступил с большим успехом перед собравшимися коллегами со стихотворением, в котором с юмором подвел итоги наших дел за год. Само стихотворение я набросал, как в старые годы, за несколько минут, не мучаясь в поисках подходящих слов”.

Развитие всегда идет от малого к большому, от частного к общему, от хаоса к порядку. В жизни все стремится к более высокой степени интеграции или целостности. Если ищешь истоки творческих сил, необходимо проследить процессы развития до самого их начала, до идей и мыслей. Если проследить мысль до ее истоков, то наблюдаешь, как она становится все “утонченнее”. То же самое достигается при помощи Трансцендентальной Медитации, когда в конечном счете ощущаешь, как мысль появляется из резервуара покоя. Ни в коем случае не из ничего, а обязательно из области покоя. Источник всех творческих сил — покой.

Итак, медитативное состояние сознания, как мы уже объясняли, отличается глубоким покоем при одновременной бодрости. Ощущение и сознательная интеграция этого спокойного состояния в повседневный ход жизни, похоже, и является причиной роста творческих способностей у практикующих Трансцендентальную Медитацию. Исследователи творческих процессов утверждают, что рост творческих сил берет свое начало в состояниях, при которых гармонично функционируют левая и правая части мозга. Но то же самое, как мы только что выяснили, является главным результатом Трансцендентальной Медитации.

Человеческое развитие базируется на смене покоя и активности. Творческие способности возникают при раскрепощении, саморасслаблении и самораскрытии. В ситуации, когда на пути вашего движения появляется стена, вы соображаете, что силой тут ничего не добьешься. Что действительно может помочь, так это новая перспектива, новый взгляд на “стену” или окружающее ее пространство. Может быть, при этом вы обнаружите пару веревок и крюк, на который можно их накинуть, или же вы найдете лопату и выроете подкоп под стену, и вот вы уже преодолели препятствие. Для творчества необходима определенная дистанция, которая возникает во время Трансцендентальной Медитации сама собой. Когда вы откроете глаза, то сможете по-новому увидеть мир и, соответственно, по-другому вести себя. Творчество нуждается в “ситуации свободы в себе самом”, т. е. во внутренней свободе, как говорит исследователь творческих процессов Хайнельт. И это обеспечит вам техника Трансцендентальной Медитации.

Что происходит в мозге во время ТМ?

Увеличение активности альфа-, бета- и тета-волн

Николай Любимов, академик НИИ головного мозга РАМН, о Трансцендентальной Медитации:

«Я хотел бы упомянуть об одном явлении, которое мы исследовали. Мы измеряли ЭЭГ и ее спектры силовой интенсивности из двух точек фронтальной части мозга наших исследуемых. Затем в течение пяти минут исследуемый сидел с закрытыми глазами. Бета-активность снижалась, что типично для этой ситуации. Затем наш исследуемый начинал практиковать Трансцендентальную Медитацию. При этом не только увеличивались альфа- и тета-спектры, но было и увеличение спектра силовой интенсивности бета-активности. Это показывает, что во время практики ТМ имеет место не только расслабление тела, но одновременно происходит очень творческий процесс, на что указывает активизация специфических частей мозга. Это – научная, нейрологическая основа этого явления.»

Источник: Технологии, основанные на эффектах Трансцендентальной Медитации (ТМ) и программы ТМ-Сидхи. Обзор литературы и предварительные данные. Авторы: Е.Н.Истратов, Н.Н.Любимов, Т.В.Орлова. НИИ головного мозга РАМН

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Более быстрый рост творческих способностей (креативности) среди студентов

Наиболее впечатляющим на сегодняшний день является расширенный анализ 3 отдельных исследований, проведенных в Тайване.

На Тайване 362 учащихся средних школ были случайным образом разделены на 4 группы: группа ТМ и 3 контрольных группы. Контрольные группы включали: 1) группа отдыха, 2) группа, практикующая медитацию созерцания, и 3) группа, которая не получала специального внимания. После 6 до12 месяцев группа ТМ показала значительное улучшение по 5 разным градациям интеллектуальных способностей, включая «полный творческий потенциал мозга» по сравнению с 3 контрольными группами. Разница в росте была столь значительна, и так последовательна, что вероятность случайности была 1 на 1,2 млрд. р = .0000000008. Ученых обычно удивляет показатель 1 на 20 (p<0,05), и чем ниже значение р, тем больше впечатляет результат.  Студенты TM также показали значительное снижение симптомов стресса. Ссылка: Интеллект 29: 419-440, 2001.


Рост самоактуализации и личностный рост

Студенты университетов, обучившиеся по программе ТМ-Сидхи, в сравнении со студентами из контрольной группы другого университета, значительно повысили три показателя личностного роста и психологического здоровья – рост творчества, рост автономности и рост внутренней духовности. Участники программы ТМ-Сидхи также добились существенного улучшения общего показателя хорошего самочувствия и уровня психологической интеграции в сравнении со студентами из контрольной группы. Ссылка: «Современная наука и Ведическая наука» (Modern Science and Vedic Science) 1: 471–487, 1987.


Рост творческих способностей у взрослых

Взрослые, которые были обучены технике ТМ Махариши, показали рост творческих способностей через 5 месяцев, по сравнению с контрольной группой, что было оценено по более высоким уровням оригинальности изображений (p=.0005). Они также продемонстрировали рост творческих способностей, оцененный по возросшим уровням изобразительной гибкости и беглости речи (не включалось в конечные выводы). Ссылка: Журнал «Творческое поведение» (The Journal of Creative Behavior) 13: 169–180, 1979.


Рост творческих способностей у учащихся средней школы

Ученики средней школы, обучившиеся программе ТМ, через 14 недель продемонстрировали рост творческих способностей по сравнению с учениками из контрольной группы (p <.001). Ссылка: Dissertation Abstracts International 38 (7): 3372B-3373B, 1978.


Рост творческих способностей

Студенты, обучившиеся программе ТМ-Сидхи, как установлено, повысили творческие способности за более чем 9-месячный период. Творчество, определенное как оригинальность, спонтанность и рост, были оценены по одному показателю в процессе нескольких, неограниченных по времени интервью, проведенных независимыми интервьюерами, подготовленных таким образом, чтобы сделать выводы по выразительности опыта, который наблюдаемый ценит в жизни. Ссылка: «Современная наука и ведическая наука» (Modern Science and Vedic Science) 1: 471–487, 1987.


Взаимосвязь между продолжительностью практики техники ТМ и лучшим функционированием мозга

Среди 147 практикующих ТМ и ТМ-Сидхи на продолжительной основе (медитирующие в среднем 9 лет), наблюдалась существенная взаимосвязь между длительностью практики ТМ и более высокими оценками по: визуальной памяти, невербальному интеллекту, творчеству, полевой независимости, скорости реакции, скорости сенсорного восприятия, моторике. Чем дольше практиковались техники ТМ и ТМ-Сидхи, тем выше были оценки, свидетельствующие о том, что ТМ обладает положительным влиянием на все эти факторы. Ссылка: Научное исследование по ТМ Махариши, сборник статей (Scientific Research on Maharishi’s Transcendental Meditation, Collected Papers) Том 3, 257, стр. 1954-1966.

Улучшение фокуса внимания и памяти
Трансцендентальная Медитация повышает способности к обучению