Трансцендентальная Медитация

В ряде исследований интеллекта медитирующих удалось установить рост интеллекта в результате практики Трансцендентальной Медитации.

Исследователь Тйоа еще в начале 70-х годов проводил исследования в голландских гимназиях. Интеллектуальные достижения всех подопытных спустя год отчетливо выросли. Но рост интеллекта у регулярно медитирующих гимназистов в сравнении с немедитирующими учениками был существенно выше. В 1975 г., на основе другого исследования со взрослыми, Тйоа удалось показать, что и здесь рост интеллекта существенно зависит от того, медитируют ли участники эксперимента или нет. Кроме того, он установил, что рост интеллекта у регулярно медитирующих выше, чем у нерегулярно медитирующих.

Рост интеллекта в результате занятий Трансцендентальной Медитацией (“Differential Aptitude Test”)

Физик и исследователь медитации Домаж следующим образом объясняет рост интеллекта у практикующих Трансцендентальную Медитацию:

“Похоже, что правило “развитие интеллектуальности через состояние покоя” отвечает общему закону природы, открытому физикой и справедливому для всех природных систем. Этот закон — третий закон термодинамики — гласит, что энтропия (хаос) уменьшается с понижением температуры (активности), и что условием нулевой энтропии (абсолютного порядка) является температура, близкая к абсолютному нулю. И действительно, область, близкая к абсолютному нулю, отличается в физических системах тенденциями к когерентности и синхронности. Здесь просматривается близкая аналогия с синхронностью биотоков мозга, возникающей при состоянии глубокого покоя во время медитации. Для лучшего сравнения давайте говорить об “умственной температуре”, степень которой соответствует определенной умственной и физиологической активности мозга. Когда последняя систематически снижается посредством постоянных медитационных упражнений, мы можем наблюдать в человеческом разуме процессы, напоминающие процессы в физических системах в соответствии с третьим законом термодинамики. По аналогии можно утверждать, что мозговой активности человека, а следовательно, и мышлению свойственна упорядоченность. Медитация способствует росту упорядоченности тем, что она позволяет разуму придерживаться общих, естественных моделей”.

Если медитация следует общим законам, действительным для всех природных систем, чтобы создать порядок и стимулировать таким образом рост интеллекта, то становится понятно, почему у практикующих ТМ даже в зрелом возрасте происходит развитие интеллектуальных способностей.

Это открывает новые возможности особенно в свете того, что снижение интеллекта начинается с 18 лет. Это важно для тех, кто хотел бы для достижения успеха увеличить свой общий интеллектуальный потенциал, а не только развить при помощи тренировок отдельные мыслительные способности.

Успех без стресса

Иногда мы спрашиваем участников семинара, что для них значит успех. Некоторые высказывания постоянно повторяются. Успех часто идентифицируется с: финансовой независимостью; возможностью достичь того, чего желаешь; хорошим здоровьем и самочувствием; возможностью много путешествовать; быть счастливым; беззаботно жить; уважением со стороны других; хорошими отношениями в семье.

При этом каждый человек оценивает успех по-своему. Мы попытались распределить многочисленные высказывания участников наших семинаров по пяти жизненным областям.

Первая область охватывает здоровье и физическое самочувствие. Все больше и больше людей видят свой успех главным образом в том, что сохраняют физическое и психическое здоровье в нашем постоянно “больном” мире или же в случае болезни снова выздоравливают. Если вы подумаете о том, сколько людей стремятся изменить вес своего тела (каждый третий сегодня страдает от избыточного веса), то получите типичный пример успеха в области здоровья.

Во-вторых, многие участники семинара ищут финансового успеха. Важная цель — достижение надежного финансового положения и получение пенсии. Каждое достижение в этом направлении рассматривается как успех.

Другие ищут успеха в межчеловеческих отношениях. Успехом считается: хороший брак, надежные, всегда готовые помочь друзья или любые другие формы приносящего удовлетворение сосуществования.

Небольшая по численности группа считает успехом иметь максимум возможностей для занятий интересным делом. Проникновение в новые области знаний, путешествия в далекие страны или в неисследованные области — все, что не дает скучать, рассматривается как возможность успешной жизни.

И наконец, пятая область достижения успеха заключается в формировании позитивного мышления.Здесь ищут успеха в первую очередь те люди, которые поняли, что они сами перекрывают себе путь к успеху своими отрицательными эмоциями и мыслями.

Подумайте о том, что вы считаете маленьким или даже жизненным успехом. Не осознав этого, вы не сможете поставить себе цели и оставите успех на волю случая, хотя уже известно, что его можно планировать. Стратегия успеха зависит от интеллектуальных и творческих способностей. Без умения хорошо их использовать рассчитывать на успех трудно.

Цепочка успеха

Из рисунка вы видите, что успех невозможен без действия. Действие, в свою очередь, зависит от ясности, упорядоченности и творческих способностей мышления. Мышление в конечном счете уходит корнями в сознание. Чем обширнее сознание, тем больше успех и получаемое в результате его удовлетворение.

Медитация во многих отношениях — это способ иметь успех. Она создает физические предпосылки для динамического, стимулирующего здоровье действия, высвобождает новые духовные силы для ясной постановки целей и реализации стратегии успеха. И наконец, она развивает внимание и сознание, что составляет существенную основу успеха.

Что такое интеллект

К мышлению относятся различные способности человека, например, различать, рассуждать, помнить. Все достижения в сфере разума и мышления в комплексе называют интеллектом. Наиболее четкое его ощущение вы можете получить при решении новых конкретных или абстрактных проблем. Решение абстрактных проблем, например, математических задач, требует так называемого “языкового интеллекта”. Конкретная проблема, например, прочистка автомобильного карбюратора, требует так называемого “интеллекта действия”.

Если аналогичная проблема была уже однажды решена, то в действие вступает не столько интеллект, сколько память. Можно, следовательно, сказать, что в интеллекте заключены способности, которые необходимы для преодоления новых требований и ситуаций.

Психологи установили, что интеллект связан, кроме того, с эмоциональными, управляемыми инстинктами сторонами личности. Так, в восточных культурах говорится об “интеллекте сердца”. Под этим подразумевается тонкое чувство главного, позволяющее охватить все необходимое, чтобы решить проблему. Это чувство оставляет позади границы человеческого “офисного мышления”, ограничения предрассудков и позволяет полностью оценить ситуацию или проблему.

Развитие и деградацию интеллекта исследуют уже давно. В 1904 г. министерство воспитания поручило французскому психологу Бине разработать метод предсказания ученических успехов в начальной школе. Он попытался определить уровень интеллекта, ставя перед подопытными учениками задачи, решение которых одновременно требовало разнообразных способностей, например, понимания речи, хорошей памяти, умения мыслить, делать выводы, ловкости, оценочных способностей и др. Так он разработал первый интеллектуальный тест, который в переработанной форме сохранился до сих пор.

Возможно, вы уже однажды подвергались интеллектуальному тесту в рамках конкурса на замещение вакантного места или для определения особых наклонностей к какой-либо деятельности. Или же вы сами пытались определить при помощи специальной литературы степень своего интеллекта. При решении одних задач вы казались себе весьма интеллектуально развитым, при решении других, вероятно, чувствовали себя, как “баран перед новыми воротами”. Это показало вам, что ваш интеллект, впрочем, как почти и у всех людей, выражен различно. Некоторые справляются лучше с языковыми задачами, другим ближе решение математических упражнений, третьи обладают исключительным художественным интеллектом и, наконец, встречаются люди с особенным “интеллектом рук”. Когда замечаешь сам, что решение некоторых задач дается с трудом, то стараешься развить соответствующие стороны своего интеллекта.

Действительно, интеллект можно целенаправленно совершенствовать. Интеллектуальные способности растут до 16 или 18 лет, после этого, как правило, они начинают с возрастом снижаться. Этому общему процессу можно противодействовать только путем тренировки особых умственных способностей, например увеличивая свой словарный запас. При повторении одного и того же интеллектуального теста обнаруживается, как правило, увеличение интеллекта. Это обусловлено тем, что аналогичные задачи при повторении решаются быстрее и легче, чем в первый раз.

Предпосылка достижения успеха — развитие особенных умственных способностей. Хотя интеллект и может выражаться у некоторых в форме “правильного чутья”, для успешного решения профессиональных и личных задач необходимо все же чаще всего тренировать определенные умственные способности. Тренировка умственных способностей делает их более упорядоченными. Если вы вспомните время своей учебы, то вам бросится в глаза, что, в конечном счете, речь шла тогда преимущественно о приведении в порядок определенных механизмов, которые можно было бы использовать для решения новых задач. Развитие интеллекта — это развитие мышления, способности создавать новый порядок. Если упорядоченность мозговой активности увеличивается, значит растет и интеллект.

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Развитие интеллекта – увеличение IQ у студентов университета

Это исследование показывает, что в контрольной группе студентов IQ не увеличивалось, как и ожидалось, но в группе, которая была обучена ТМ, произошло значительное увеличение. Студенты университета которые практиковали технику Трансцендентальной Медитации Махариши и программу ТМ-Сидхи, наблюдалось значительное увеличение IQ. Возраст этих студентов был старше 18 лет и поэтому увеличение IQ теоретически было невозможно. Контрольная группа в действительности не показала увеличения. Разница между группой ТМ и контрольной группой была в значении р<0,0001, это в 500 раз лучше, чем общепринятый стандарт для исследования. Ссылка: Личность и Индивидуальные различия (Personality and Individual Differences) 12: 1105-1116, 1991.


Связь между продолжительностью практики ТМ, академической успеваемостью и коэффициентом интеллекта (IQ)

Установлена существенная зависимость между продолжительностью практики Трансцендентальной Медитации Махариши и уровнем академической успеваемости (r=.52, p<.001), а также коэффициентом интеллекта (IQ) (r=.59, p<.01), среди студентов ВУЗов, в которых техника Трансцендентальной Медитации практиковалась, как часть образовательного процесса. Ссылка: Тезисы статей на ежегодных собраниях Ассоциации исследования образования Среднего Запада (Abstracts of Papers of the Annual Meeting of the Mid-western Educational Research Association) 1988, стр.6, Чикаго.


Ускоренный рост интеллекта среди учащихся в Тайване

Ученики из 362 средних школ в Тайване были произвольно поделены на 4 группы – одна группа ТМ и 3 контрольные группы. 3 контрольные группы представляли собой: 1) группа, практиковавшая обычный отдых; 2) группа, практиковавшая созерцание; 3) группа, которая ничего не практиковала. Через 6-12 месяцев группа ТМ показала значительное улучшение по 5 различным шкалам интеллектуальных способностей, включая две шкалы грамотности, «практическая грамотность» p=.00009 и «беглая грамотность» p=.001, в сравнении с 3 контрольными группами. Школьники, практиковавшие ТМ, также показали существенное снижение стресса в сравнении с контрольной группой. Ссылка: «Грамотность» (Intelligence) 29: 419–440, 2001.


Рост грамотности у отстающих учащихся

Это исследование было проведено среди камбоджийских учащихся, проходящих годовое коррективное обучение с целью подготовки к колледжу. Учащиеся, обучившиеся программе ТМ, через три месяца продемонстрировали существенный рост оценок за тесты по грамотности, по сравнению с другими учащимися (p=.001). Ссылка: Исследования и развитие в области высшего образования (Higher Education Research and Development) 15: 73–82, 1995.


Рост грамотности у учеников средней школы

Учащиеся средней школы, обученные программе ТМ, показали рост грамотности через 14 недель, по сравнению с учащимися из контрольной группы (p<.001). Ссылка: международный журнал «Тезисы диссертаций» (Dissertation Abstracts International) 38(7): 3372B–3373B, 1978.


Взаимосвязь между продолжительностью практики техники ТМ и лучшим функционированием мозга

Среди 147 практикующих ТМ и ТМ-Сидхи на продолжительной основе (медитирующие в среднем 9 лет), наблюдалась существенная взаимосвязь между длительностью практики ТМ и более высокими оценками по: визуальной памяти, невербальному интеллекту, творчеству, полевой независимости, скорости реакции, скорости сенсорного восприятия, моторике. Чем дольше практиковались техники ТМ и ТМ-Сидхи, тем выше были оценки, свидетельствующие о том, что ТМ обладает положительным влиянием на все эти факторы. Ссылка: Научное исследование по ТМ Махариши, сборник статей (Scientific Research on Maharishi’s Transcendental Meditation, Collected Papers) Том 3, 257, стр. 1954-1966.


Лучшее внимание к деталям у военных

Кадеты военной академии, обученные технике ТМ, показали улучшенное выполнение теста скорости на способность находить нужную цель на стимуляторе в широком диапазоне. Ссылка: «Проект знакомства с программа предотвращения стресса – ТМ», Центр обучения персонала, департамент Обучения и исследований, Министерство обороны, Бразилия (Centre for Personnel Studies, Department of Teaching and Research, Ministry of the Army, Brazil).

Просветление через Трансцендентальную медитацию
Улучшение фокуса внимания и памяти