Доктор Сарина Гроссвальд — специалист в области когнитивного обучения. Под ее руководством было проведено первое в своем роде исследование влияния программы Трансцендентальной Медитации на детей с нарушениями обучаемости, связанными с речью.
Она говорит, что выбор пал именно на программу ТМ, поскольку ранее проводившиеся исследования показали высокую эффективность этой методики в улучшении функционирования мозга, особенно префронтальной коры – области, ответственной за организаторские способности, планирование, память, переключение внимания и саморегуляцию, — а это именно те функции, которые нарушаются при СДВГ.
«Поэтому использование трансцендентальной медитации было очень логичным шагом», — говорит доктор Гроссвальд. Это 3-месячное исследование началось с предварительного тестирования детей, которое проводилось с использованием специальных тестов (таких как ”Лондонская Башня”, ”Brief survey” и “Connors’ Continuous Performance Test”). Затем дети обучились технике ТМ и медитировали в школе дважды в день по 10 минут. В конце исследования было проведено точно такое же повторное тестирование. В настоящее время полученные данные анализируются, и в скором времени станут известны результаты. Но доктор Гроссвальд подчеркивает, что эти результаты вряд ли смогут отразить реальную ситуацию. «А реальная ситуации – это изменения, произошедшие в жизни каждого конкретного ребенка и его семьи», — говорит она.
- «Цифры не смогут рассказать о том, что теперь один ребенок делает свою домашнюю работу практически самостоятельно, потому что не впадает в такое подавленное состояние, как раньше.
- Невозможно выразить в цифрах и то, что другой ребенок, который раньше реагировал на стресс или подавленность увеличением физической агрессии и почти ежедневными драками, теперь практически не проявляет жестокости в подобных ситуациях.
- Цифры не расскажут еще об одном ребенке, который терял массу учебного времени, потому что при малейшем расстройстве полностью замыкался в себе, а сейчас он делает это гораздо реже и восстанавливается за считанные минуты – не за часы, как раньше.
- Цифры не расскажут о детях, которые говорят, что после медитации они чувствуют себя просто замечательно — они чувствуют себя счастливыми.
- Результаты исследования не могут передать, как всего лишь 10 минут ТМ дважды в день вызвали такие мощные изменения в жизни этих детей и их семей, и какая это огромная помощь для преподавателей, ежедневно работающих с этими детьми», — говорит доктор Гроссвальд.
Доктор наук Линда Хэнди проработала в сфере образования всю свою жизнь, и в настоящее время является директором вальдорфской школы в Силвер-Спринг. Она была завучем школы «Челси», когда в этой школе проводилось 3-месячное исследование по ТМ. Она говорит, что учащиеся, которые раньше никогда бы не смогли усидеть с закрытыми глазами даже двух минут, не говоря уже о десяти минутах, с легкостью обучились и занимались ТМ, получая полезные результаты с первого же дня занятий.
«После начала программы ТМ появилось ни с чем несравнимое чувство мира и покоя», — говорит она. — «В целом дети казались более цельными личностями, обычные симптомы СДВГ не проявлялись так сильно. В них усилилось чувство собственного достоинства, уважения к себе и другим. Было видно, что теперь они могут контролировать свой мир, а не наоборот. Они были не «инвалиды», а просто «другие»».
Десятилетнему Джошу из школы «Челси» диагноз СДВГ был поставлен четыре года назад. Он медитирует всего три месяца. Он говорит: «Благодаря ТМ я более спокоен и внимателен на уроках. Я стал лучше учиться».
Одиннадцатилетняя Андреа сообщает: “Мне легче направлять свою энергию на какое-то одно занятие. До начала медитации это было совсем не просто. Пытаясь заниматься чем-то одним, я постоянно отвлекалась на что-то другое и старалась перестать отвлекаться. И все это время я должна была слушать учителя! Сейчас я стала более расслабленной и более собранной. Впервые в жизни у меня появилась уверенность, что я могу хорошо учиться в школе”. Доктор Хэнди добавляет, что учителям легче привлечь внимание учащихся, практикующих ТМ, а учащимся легче сосредоточиться на словах учителя и усвоить сказанное. «Трансцендентальная медитация значительно улучшает способность к обучению», — говорит она. — «Учителя получают возможность дать детям больше знаний, а дети могут большему научиться у своих преподавателей”.
Доктор Хэнди отмечает, что до введения ТМ все подходы к решению проблемы СДВГ включали в себя прием сильных лекарств. «А теперь у нас появилась возможность применять ТМ, которая прекрасно подходит нашим учащимся и успокаивает их. Мы предоставили им средство, с помощью которого они способны самостоятельно установить мир и гармонию внутри себя, а также стать более эффективными. Кроме того, это помогает создать здоровую и спокойную школьную атмосферу. Я убеждена, что практика ТМ является надежным средством достижения долгожданной цели максимального использования потенциала учащихся с СДВГ. Дети — наше будущее, и благодаря программе ТМ мы даем им возможность достичь успеха в жизни».
Доктор Гроссвальд вспоминает одного ребенка, который был обучен технике ТМ в рамках исследования. “Я спросила его, как он чувствует себя после первой медитации. Он ответил:«Такое ощущение, что мир стал совершенно другим». «Каждый ребенок заслуживает того, чтобы почувствовать это», — говорит доктор Гроссвальд.
Некоторые факты о синдроме дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), известные современной науке:
Если СДВГ не лечить, то это наносит огромный вред жизни ребенка: СДВГ может вызвать импульсивность, деструктивное поведение, гиперактивность и невнимательность.
У детей с СДВГ зачастую нарушены организационные способности, им очень тяжело планировать свою деятельность, выполнять цели и задачи, которые были поставлены перед ними в школе или дома. Им бывает очень трудно завершить начатую работу, и, как следствие, они могут считать себя ленивыми, непродуктивными неудачниками.
СДВГ сопровождается множеством других проблем, таких как расстройства сна, депрессия, биполярное аффективное расстройство и др. И всё это ухудшает качество жизни не только самого ребенка, но и его семьи.
Многие дети с СДВГ ведут себя подобно пресловутому «слону в посудной лавке». Они идут по жизни, постоянно «тараня» других людей в школе, на детских площадках и, в конечном итоге, на работе.
Почти 90% детей с диагнозом СДВГ постоянно принимают лекарства. Чаще всего это амфетамины. Это сильнодействующие препараты с множеством побочных эффектов, поэтому родители и педагоги находятся в бесконечном и зачастую безуспешном поиске альтернатив.
Где и у кого обучиться ТМ?
Запишитесь на обучение или задайте ваш вопрос по WhatsApp прямо сейчас: