Вероятно, вы уже сталкивались с понятием “шизофрения”. Под этим подразумевается наиболее распространенная форма психозов. Ей сопутствует коренное нарушение мышления и поведения, которое, как правило, выражено в большей степени, чем при каких-либо других психических отклонениях.
В первую очередь нарушаются взаимосвязи с окружающим миром и другими людьми. Преобладает беспорядочное, иллюзорное мышление. Больной испытывает мучительный страх, ведет себя агрессивно. С шизофренией связана утрата самосознания. Границы собственного “Я” исчезают и в сознании стираются различия между личностью и окружающим ее миром, возникают иллюзии и фантазии. Типичным иллюзорным представлением является, например, чувство возможности мысленно управлять действиями других или впечатление, что являешься единственным человеком во всем мире, кто знает о заговоре темных сил, направленном на уничтожение человечества. Шизофреники впадают иногда в состояние раннего детства и перевозбуждаются от впечатлений окружающего мира.
В последние годы в специальных журналах психиатры по-разному писали о медитации в качестве вспомогательного терапевтического средства при лечении шизофрении. Это вас, вероятно, не удивит, так как вы уже знали, что занятия медитацией приводят к физическому и психическому состоянию, прямо противоположному состоянию при шизофрении. Вот пример. Механик, после того как он под воздействием наркотических средств разбил стекло, был доставлен в психиатрическую клинику. При этом он произносил фразы: “Я был очень важной персоной, святой Иоан, планета обезьян, отец-время”. Несмотря на длительное стационарное лечение с применением лекарственных препаратов, шизофренические симптомы продолжали сохраняться, и у механика развились различные иллюзорные представления типа: он может разговаривать с собаками, знает, о чем говорят люди в проезжающих мимо машинах, если наблюдает за выхлопными газами.
Лечивший его психиатр так описывает воздействие занятий Трансцендентальной Медитацией на эти симптомы:
“Вначале он сильно сопротивлялся лечению и утверждал, что я не врач, а его друг из Франции. В течение следующего месяца психоз при помощи лекарств и психотерапии удалось все же взять под контроль. Он сумел обучиться Трансцендентальной Медитации, заинтересовался этим методом и незадолго до выписки из клиники принял участие в медитационном курсе. Две недели спустя он покинул клинику, но лечение при помощи лекарственных средств и отдельные курсы психотерапии были продолжены. В течение последующих месяцев состояние автомеханика постоянно улучшалось. Несмотря на то что у него еще проявлялись сильные психические нарушения, он ни разу не возвращался к критическому состоянию. Четыре месяца я его не наблюдал. В течение этого времени он принимал лекарства согласно предписаниям, но больше не медитировал. Его психоз в значительной степени ухудшился. Когда я снова увидел его, то убедил регулярно заниматься медитацией. Он снова начал медитировать. С этого времени у него наступил медленный, но постоянный прогресс. Он уверен, что может отказаться от галлюциногенов и лучше противостоять давлению внешних жизненных обстоятельств, которое вызвало его первоначальный психологический срыв. Потребность в лекарственных препаратах в среднем снизилась, а с помощью психотерапии он достиг прогресса. Хотя очевидно, что медитация не была волшебным лекарством для излечения его психоза, она стала все же важным стабилизирующим фактором его обыденной жизни и хорошего физического и психического самочувствия”.
Пример с этим больным наглядно показывает, как Трансцендентальная Медитация в комбинации с общеупотребительными психотерапевтическими методами и лекарствами помогает даже при лечении тяжелых заболеваний. В каждом таком случае решающим является все же добросовестное отношение психиатра и Учителя ТМ.
Но не все шизофреники, особенно с тяжелыми формами шизофрении, в состоянии овладеть Трансцендентальной Медитацией. Помогает в определенной степени то, что врач медитирует сам в присутствии психического больного. Создаваемая при этом атмосфера покоя и тишины вызывает у пациента чувство безопасности. Уже только это придает ему новые силы, и он чувствует себя более приспособленным к сопротивлению “угрозам” внешнего мира.