На вопросы отвечает доктор Уильям Стиксрад:
Уильям Стиксрад, д-р философии, нейропсихолог, директор компании «Уильям Стиксрад и партнеры» в Силвер-Спринге, Мэриленд, групповой врачебной практики, специализирующейся на обучении, внимании и социальных эмоциональных нарушениях. Д-р Стиксрад является приглашенным преподавателем в Национальном детском медицинском центре в Вашингтоне, округ Колумбия.
Известно, что сейчас дети больше подвержены стрессу, чем раньше. Это провоцирует синдром дефицита внимания, вызванный гиперактивностью (СДВГ), и возникновение других проблем?
Д-р Стиксрад: Я зарабатываю на жизнь тем, что изучаю детей, борющихся за успехи в школе, детей с проблемным поведением, депрессией и неврологическими нарушениями. Стресс играет значительную роль во всех этих проблемах. Я вижу много детей с нарушениями способности к обучению и СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивность – и стресс, несомненно, значительно влияет на способность ребенка к обучению и успеваемость в школе.
Как дети реагируют на стресс в школе?
Д-р Стиксрад: Реакция на стресс, еще она имеет название реакции «бей или беги», предположительно развилась более миллиона лет назад, чтобы защитить нас от хищников. Когда срабатывает реакция «бей или беги», вы не способны ясно мыслить. С точки зрения эволюции, если бы человек долго раздумывал: «Как поступить правильно?», когда к нему приближался тигр, он был бы съеден и не передал свои гены потомству. Природа защитила нас от размышления во время стресса. В результате, если ребенок находится под стрессом, ему очень трудно размышлять, учиться, выполнять школьные задания, внимательно слушать учителя и управлять своим поведением.
Я бы сказал, что главным принципом, выведенным за последние 20 лет, исследования мозга, применительно к обучению, является следующее: ребенок должен чувствовать себя в безопасности в школе, чтобы учиться, потомучто учиться невозможно, если вы подвержены стрессу.
Может техника Трансцендентальной Медитации смягчить этот стресс?
Д-р Стиксрад: Я полагаю, ТМ может играть исключительно важную роль в уменьшении проблем, связанных с обучением и вниманием. В некоторых школах техника Трансцендентальной Медитации уже играет важную роль, помогая детям преодолеть проблемы с обучением, вниманием и поведением.
Одним из самых трудных моментов СДВГ является отсутствие контроля импульсов, когда ребенок постоянно перебивает людей, говоря что-то импульсивно, и это огорчает людей.
Может ли помочь техника Трансцендентальной Медитации?
Д-р Стиксрад: Конечно. Многие исследователи считают, что отсутствие контроля импульсов, или отсутствие сдержанности, является главным недостатком людей с СДВГ. Один из моих любимых пациентов с СДВГ – высокий парень, 14-15 лет, и он очень громко разговаривает. Я всегда знаю, когда он находится в здании. Однажды он разговаривал в приемной, и из соседнего кабинета вышла женщина и сказала: «Если приходишь сюда, надо вести себя тихо». А он отпарировал: «Если бы я был тихим, я бы сюда не приходил». Это уж точно.
Благодаря практике Трансцендентальной Медитации нервная система успокаивается. Когда реакция на стресс начинает действовать нормально, то вы просто менее импульсивны. Думаю, есть основания верить, что процесс успокоения ума и тела посредством техники Трансцендентальной Медитации – что дает в результате возрастание интеграции электроактивности мозга, и это выражается увеличением когерентности между двумя полушариями и фронтальным и задним участками мозга – дает детям значительно возросшую способность контролировать свои импульсы. Они меньше попадают в неприятности; они действуют с умом; они могут лучше подавлять желание отвлекаться.
Похоже, вы сами в этом убедились.
Д-р Стиксрад: Во время пилотного исследования учащихся средних классов с СДВГ, практикующих Трансцендентальную Медитацию, мы провели опрос учеников после трех месяцев практики медитации. Мы спросили: «Что вы заметили после нескольких месяцев медитации?».
Практически все дети ответили так: «Я ощущаю себя менее застрессованным, более расслабленным». Большинство сказали: «Я стал более организованным. Чувствую, что могу лучше выполнять домашнее задание. Родителям не нужно помогать мне».
Один поразительно импульсивный парень сказал: «До того, как я начал медитировать, если я шел по коридору и меня толкал какой-нибудь ученик, я разворачивался и бил его. После трех месяцев практики медитации, если кто-то толкнет меня, я останавливаюсь и думаю: «Ударить его или нет?».
Некоторым покажется это незначительным, но по моему опыту работы с импульсивными детьми и подростками, я знаю, что такой задержки реакции достичь очень трудно. Если техника Трансцендентальной Медитации дает этому ребенку немного больше времени между стимулом и реакцией, что позволяет ему подумать, спланировать, задаться вопросом, как правильно поступить в данной ситуации, это способность, которой он не имел до начала медитации.
Есть ли другие исследования, свидетельствующие, что техника Трансцендентальной Медитации может помочь при СДВГ?
Д-р Стиксрад: Большинство исследователей считают, что СДВГ является нарушением многих исполнительных функций. «Исполнительные функции» связаны с фронтальным участком мозга, с умственным контролем и умственными организаторскими способностями, необходимыми вам для целеустремленного поведения. Если, например, вам необходимо что-то сделать, вы должны быть способны спланировать, организовать и удерживать в памяти нужную информацию. Вы должны также уметь контролировать себя, спрашивать: «Как продвигается дело?».
И несколько сотен исследований Трансцендентальной Медитации хорошо подтверждают, что ТМ улучшает все эти исполнительные функции. Это, вероятно, происходит, по крайней мере, частично потому, что техника Трансцендентальной Медитации увеличивает когерентность функционирования мозга, и потому, что она уменьшает стресс, который всё только ухудшает.
Я считаю медитацию замечательным делом, но хочу, чтобы мой ребенок был сосредоточенным. Я не хочу, чтобы он стал слишком пассивным.
Д-р Стиксрад: Иногда родители озабочены тем, что их дети выходят из медитации слишком расслабленными, теряют живость. На самом деле опыт противоположный.
В то время как справедливо то, что техника Трансцендентальной Медитации дает глубокое расслабление, с другой стороны, она также активизирует. Это уникальная комбинация активизированного мозга и глубоко расслабленной физиологии, которая дает столько положительных результатов медитации. Общий опыт медитирующих людей показывает, что они не только не утрачивают своей живости, но и легче направляют свою живость в эффективное русло.
Они не тратят энергию на волнение и чрезмерную тревогу. Они начинают лучше планировать и больше сосредотачиваются на цели. Если вы посмотрите на школы, где дети практиковали ТМ на регулярной основе, то увидите, что дети невероятно успешны. У них очень большие достижения в успеваемости, спорте, искусстве – во всем. Поэтому я считаю, что совершенно нельзя верить тому, что техника Трансцендентальной Медитации может сделать ребенка пассивным или утратившим живость или интерес. Всё совсем наоборот.
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Улучшение рейтинга поведения в выполнении исполнительных функций, определенного учителями, у школьников с диагнозом дефицита внимания и гиперактивности
Учителями школьников с диагнозом дефицита внимания и гиперактивности (ADHD), обучившихся технике Трансцендентальной Медитации, спустя три месяца было отмечено улучшение исполнительных функций по нескольким измерениям, указывающее на большую познавательную способность и самоконтроль. Ссылка: Current Issues in Education 10(2), 2008.
Уменьшение симптомов СДВГ
Пилотное исследование на выполнение случайных заданий изучало влияние Трансцендентальной Медитации (ТМ) на выполнение и работу мозга у 18 учащихся с СДВГ в возрасте 11-14 лет. Учащиеся прошли предварительное тестирование и произвольно отобраны в сравниваемые группы ТМ и с отложенным стартом эксперимента, а затем были протестированы через 3 и 6 месяцев. Учащиеся с отложенным стартом обучились ТМ после 3 месяцев постэкспериметального обследования. Результат трехмесячной практики выразился в значительном понижении соотношения тета/бета, повышении когерентности тета, тенденции повышения когерентности альфа и бета и улучшении беглости речи. В группе с отложенным стартом аналогично понизилось соотношение тета/бета и улучшилась беглость речи при тестировании после 6 месяцев, когда они практиковали ТМ уже 3 месяца. Также, согласно анкетированию родителей, у всех учащихся значительно уменьшились симптомы СДВГ за шесть месяцев исследования.
Улучшение производительности у школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности при выполнении функциональных задач
Школьники с диагнозом синдрома дефицита внимания и гиперактивности (ADHD), обучившиеся технике Трансцендентальной Медитации, спустя три месяца стали лучше выполнять задания требующие исполнительных функций. Это определялось выразительным вниманием, повышенной аккуратностью, большей гибкостью классификации и улучшением переключения между категориями. Ссылка: Current Issues in Education 10(2), 2008.
Улучшение рейтинга поведения в выполнении исполнительных функций, определенного учителями, у школьников с диагнозом дефицита внимания и гиперактивности
Учителями школьников с диагнозом дефицита внимания и гиперактивности (ADHD), обучившихся технике Трансцендентальной Медитации, спустя три месяца было отмечено улучшение исполнительных функций по нескольким измерениям, указывающее на большую познавательную способность и самоконтроль. Ссылка: Current Issues in Education 10(2), 2008.
Уменьшение стресса, тревоги и симптомов заболевания дефицита внимания и гиперактивности (ADHD)
Учителями и школьниками с диагнозом синдрома дефицита внимания и гиперактивности (ADHD), обучившимися технике Трансцендентальной Медитации, было отмечено уменьшение стресса, тревоги и симптомов дефицита внимания и гиперактивности (ADHD). Показатель «п» на графике показывает улучшение следующих показателей (что определено многомерными тестами): тревога/подавленное состояние, замкнутость в себе/уныние, эмоциональные проблемы, проблемы тревожности, проблемы с вниманием, осложнение заболевания дефицита внимания и гиперактивности и общие проблемы; отметки на графике показывают изменение общих проблем. Ссылка: Current Issues in Education 10(2), 2008.